Информация от Правления МККПА.
Предстоящее 13 апреля 2002 г. собрание МККПА станет отчетно-выборным по окончании двухгодичного периода работы клуба. На этом собрании предполагается заслушать отчеты о результатах работы Правления МККПА, о финансовой деятельности клуба, определить состав Правления МККПА на следующие 2 года и провести голосование о принятии
в клуб новых членов. Явка всех действительных членов обязательна.
Пивоваренный ресторан "Арсентьич" в Москве.
Московский пивоваренный ресторан "Арсентьич" находится в Большом Черкассом переулке, в самом центре Москвы, в месте историческом. Как гласит повествование сайта "Арсентьич" в Интернет, еще во второй половине XIX века на его месте был популярный трактир. Теперь же в старинных стенах находится минипивзавод и при нем - ресторан. Минипивзавод работает с 1993 г. Пивоваренное оборудование венгерское, под технологию HBH. В его составе: заторный чан, варочный котел на 2000 л. и 4 танка дображивания по 2000 л. каждый. Два из них, для интереса посетителей, установлены прямо в зале ресторана за стеклянной перегородкой. В сутки такой завод может произвести 1000 л. пива. Сырье для производства используется импортное. Солод английский, хмель также из Англии, либо Германии. Работают на минипивзаводе "Арсентьич" 4 технолога. Пиво варится под собственной маркой Арсентьич двух сортов: светлое фильтрованное и не фильтрованное (11% летом и 12 % зимой), темное не фильтрованное (14%). Розлив идет только в КЕГ, и все пиво реализуется в здесь же в ресторане. Для коллекционеров могут быть интересны фирменные бирдекель и спички "Арсентьич". На КЕГ минипивзавод клеит обычные удостоверения качества, изготовленные на принтере.
Информация: Ирина Киричек, главный технолог, минипивзавод-ресторан "Арсентьич", пер. Б. Черкасский 15,103012 Москва, тел. (095) 927-0727.
-В. Шамов-
Церемония "Лучшее пиво года" в Москве.
Мероприятие "Лучшее пиво года" в этом году прошло под вывеской "Московский форум любителей пива". 8-9 февраля в кинозале гостиницы "Орленок" состоялся концерт с питием пива и 50-процентным стриптизом. Из зала вынесли лишние стулья и добавили столы, а вдоль стен расставили торговые палатки, в которых предлагали различную пивную закуску: сухарики, стружку из кальмаров, чипсы и многое другое. Предлагали все по-разному: кто, отмечая выданную порцию в билете, кто просто так, а кто и за деньги. В углу огромного зала сиротливо притулилась барная стойка, где можно было приобрести следующее пиво: Красный Восток классическое светлое, Оболонь бархатное и Солодов. Подобное "разнообразие" навевало грустные мысли об упадке пивной индустрии. Немного развеивало их за отдельным прилавком "Очаково", где наливали всем желающим хорошего не фильтрованного пива. Вот пожалуй, и все о пиве.
Все остальное было просто концертной программой и клубной самодеятельностью: группы "Поющие сердца", "Несчастный случай", "Гуляй поле", "Флора", конкурс "Мисс грудь". В объявленной "Пивной олимпиаде" команды газет "Труд", "Советский спорт", "Футбол-класс" и "Комсомольская правда" соревновались с командами болельщиков ЦСКА, командой "Красного Востока" и командой "Красный лапоть" (кого представляла последняя команда, она скромно умолчала). Победила команда "Красный восток", второе место у команды болельщиков ЦСКА. Президент ассоциации любителей пива Павел Дикун в категории "Лучшее светлое" назвал пиво Оболонь премиум, в категории "Темные сорта" лучшим назвали Оболонь бархатное, других и не было. Как "Cамое народное" наградили Красный Восток. В общем, крестов хватило на всех, благо их было немного. То, что не участвовали многие крупнейшие производители, ни кого не смущало. Можно констатировать: конкурс умер, да здравствует веселье! Самую жирную точку в этом мероприятии на следующий день поставили журналисты. В сетевых и обычных, бумажных изданиях прошел ряд репортажей из гостиницы "Орленок". Но во всех рассказывалось только о конкурсе "Мисс грудь". "Пиво года" даже не упоминалось.
-В. Полежаев-
Старинные пивзаводы России. Кострома.
В современной истории торговая марка Костромского пивзавода часто меняла свои названия: "Россич", "Гиппо", "Крафт"… Сам же пивзавод в Костроме уже более 100 лет находится на одном и том же месте. Пивзавод является вообще первым предприятием в жилых кварталах нынешней улицы Свердлова (некогда Никольской). В 80-х годах XIX столетия в Кострому прибыли купцы братья Устиновы, построили на Никольской дом № 31-а с флигелем, усадьбу. Через два дома приобрели землю, и Н.Я. Устинов в 1871 г. построил здесь пивзавод. Тогда это было единственное промышленное предприятие на улице. Во дворе находились котельная, лаборатория, заводоуправление, склады сырья.
Склады готовой продукции размещались в специальных емкостях в д. №3 по Павловской улице (ныне пр. Мира, д. 3), где сейчас стоит современный дом с продовольственным магазином. Через 20 лет существования завод был куплен чешским пивоваром Эмилем Куни. Работали на него 30 рабочих и квалифицированные пивовары. В рекламных материалах того времени завод именовался как "Пивоваренный завод "Новая Бавария", заведение фруктовых вод Э.И. Куни в городе Костроме. Фирма существует с 1896 года". Эта дата относится к году переоборудования завода. На выставке, посвященной 300-летию дома Романовых, "Новая Бавария" построила собственный павильон. В за-водской лаборатории до сих пор хранится старинная пивная бутылка завода Э. Куни 1/20 ведра с фирменным клеймом: герб города и надпись "Паровой пивоваренный завод "Новая Бавария", г. Кострома".
После революции пивзавод был национализирован, выпускал пиво и фруктовые воды. В предвоенный период он именовался как "Пивоваренный завод Костромского промторга". Здесь приведена бутылочная этикетка того времени пива Столовое для нового советского объема 0,5 л. После войны Костромской пивзавод некоторое время относился к объединению пивовареных заводов Росглавпиво, а после к Верхне-Волжскому совнархозу. Тогда и появился на его этикетках просуществовавший почти до середины 90-х годов XX века фирменный заводской знак "ладья под парусом", как стилизованный городской герб. Ассортимент производимых пивзаводом марок был стандартным: Жигулевское, Московское, Ячменный колос, Освежающее, Бархатное, Портер.
30 марта 1992 года Костромской пивзавод снова стал частным предприятием. К фольк-лорному фестивалю "Вехи" в 1993 г. здесь было выпущено темное пиво под тем же на-званием. В 1995 г. оно было признано лучшим пивом России и СНГ среди темных сортов. В 1997 г. Вехи поступило в продажу под торговой маркой "Довгань № 44" (44 - это код Костромской области). Еще одна марка завода Шкипер 12 осенью 2000 г. получила золотую медаль на IV международном профессиональном конкурсе пива в Москве. В 2001 г. Костромской пивзавод отметил свое 130-летие. Нынешние его владельцы - супруги Любовь и Владимир Хапковы. Новое название предприятия - ООО "Лесное руно". Теперь здесь производят только пиво в КЕГ двух марок: Шкипер 12 и Урожайное.
Адрес: ООО "Лесное руно" ул. Свердлова 35, 156000 г. Кострома, тел. (0942)
316-026.
-В. Шамов-
История Мартовского пива.
Пиво Мартовское (Marzen) обязано своим появлением двум пивоваренным фамилиям, ставшим пионерами в производстве лагерного пива, Дреер и Зейдельмайер.
23-летний житель Вены Антуан Дреер и его ровестник из Мюнхена Габриэль Зейдельмайер в 1830-х годах дважды посещали Англию в ходе своих обширных поездок по Европе в поисках новых знаний и пивоваренных рецептов (с собой они везде носили полые внутри прогулочные трости, куда тайно складывали интересующие их пробы сырья). В те годы пивоварение в Англии было технически более оснащено и развито чем где бы то ни было. Дреера интересовало пиво низового брожения, в частности, рецепты полутемных английских элей и технология обжарки солода, при которой можно было контролировать степень обжарки. Дело в том, что в 1830-х в континентальной Европе пивовары все еще использовали для обжарки солода обычные печи, растапливаемые дровами, в которых солод всегда сильно обгорал и пиво из него выходило строго темным. В Англии же солод жарили на специальных машинах, контролировали процесс обжарки и в итоге могли производить пиво полутемных тонов.
По возвращении домой Дреер принялся варить английские эли и совершенствовать научные методы производства пива низового брожения. Привычный тогда в Вене вкус пива шел в разрез с его интерпретациями английского пива. Конкуренты высмеивали Дреера, называли "наш английский пивовар". Однако ему удалось адаптировать английские методы производства пива, получив тем самым новый сорт низового брожения медно-красно-коричневого цвета. Точного рецепта того напитка до наших дней не сохранилось. Дреер назвал свое пиво Schwechater Lagerbier, по названию предместья Вены, где находился его пивзавод. Новое пиво быстро стало популярным, что позволило Дрееру посмеяться над конкурентами последним.
Какое-то время название Schwechater ассоциировали с Венским пивом (Wiener Typ), но со временем собственное название Marzen прижилось к нему навсегда. И было это так. К началу 1870-х уже по всей Европе производили пиво низового брожения, а в Баварии по-прежнему - темный, верховой Dunkel. В 1871 г. Йозеф Зейдельмайер, младший брат Габриэля Зейдельмайера, годом ранее основавший собственное пивоваренное производство, решил варить более светлое чем Dunkel пиво. Возможно, из-за старых связей своего брата с Дреером, Йозеф взял за основу тип Schwechater. Получившийся в итоге вариант он назвал Marzen (Мартовское), т.к. сварил его в марте. Хотя на суд общественности оно предстало лишь в сентябре. Традиционно баварские пивовары производили большие партии пива в марте и апреле, до того как наступали теплые месяцы года, и в течение всего года хранили его в холодных погребах. В 1870-х эта практика ушла с развитием механизированного охлаждения. Это также было время развития железнодорожного транспорта, который позволил десяткам тысяч баварцев путешествовать в Мюнхен на осенний пивной праздник Октоберфест. Неизвестно, предназначал ли Зейдельмайер свое Мартовское специально для Октоберфест, но оно все равно стало главным напитком этого праздника в течение последующих 100 лет.
После I Мировой войны Мартовское в Вене потеряло свою популярность. С Октоберфеста его вытеснило более светлое и менее плотное Oktoberfestbier. Меж тем многие южно-баварские пивоварни все еще старательно производят Marzen в небольших количествах. А такие крупные мюнхенские пивоварни, как Hofbrau и Spaten готовят его к Октоберфесту. Типичное баварское Мартовское цвета глубоко темного янтаря, медно-красноватое на свет, плотное, немного пряное и суховатое, с содержанием алкоголя ~ 5,5%. Наиболее известные марки: Ayinger Fest-Marzen, Paulaner Marzen, Spaten Ur-Marzen.
Дреер скончался в 1863 г. в возрасте 53 лет, так и не застав расцвета своего пивного детища. Его пивзавод Schwechater работает до сих пор. За свою жизнь Дреер приобрел целый ряд заводов по всей территории тогдашней Австро-Венгерской Империи. Не так давно один из них, в Будапеште, бывший Kobanya, а ныне принадлежащий SAB, выпустил в честь знаменитого пивовара целый ряд сортов под общей маркой "Дреер" (в оригинале - Dreher) на основе обнаруженных рецептов 19 века.
В России Мартовское пиво начали варить пивзаводы почти каждой губернии еще с 19 века. А что касается современных российских этикеток Мартовского, то их дизайн отличается от зарубежного тем, что отображает сюжеты весны и, собственно, самого марта (расцветающие почки на ветках деревьев, возвращение перелетных птиц, женские портреты, ассоциируемые с праздником 8 Марта), тогда как в Европе на этикетки Мартовского помещают сюжеты праздников урожая,
приходящихся на осень (Октоберфест и т.п.).
-В. Шамов- |