"ЖИГУЛЕВСКОЕ" В ОПАСНОСТИ
Дмитрий Добров
Коммерсантъ, 16.12.1999, с. 4
Самая популярная в России марка пива - "Жигулевское" - может стать
причиной серьезного конфликта. Самарский завод "Жигулевское пиво"
потребовал от других предприятий отрасли прекратить производство пива
под одноименной маркой или заплатить деньги за ее использование. Война
за самую популярную на территории бывшего СССР марку пива разгорелась
неожиданно. Жигулевский пивобезалкогольный завод (теперь ОАО "Жигулевское
пиво") зарегистрировал эту марку еще в 1992 году, но до недавних пор
никаких претензий к другим предприятиям отрасли по поводу производства
"Жигулевского" не имел. Однако недавно на самарском предприятии решили
восстановить справедливость и потребовали от других производителей
заключить лицензионное соглашение с законным владельцем "Жигулевского"
и платить за использование марки определенный процент от объема выпуска.
В противном случае производство пива должно быть прекращено. По словам
юриста самарского пивзавода Михаила Цыплакова, пиво под этой маркой
сейчас производят или собираются производить около 80 предприятий
как в России, так и в странах ближнего зарубежья (всего в России около
250 пивзаводов и 800 пивоварен). Сорок из них сотрудники "Жигулевского
пива" уже уведомили о своих требованиях; еще сорок получат соответствующие
письма в ближайшее время. Условия самарского пивкомбината устроили
несколько предприятий, в том числе новосибирский ВИНАП. Однако основная
масса производителей заключать соглашение пока не спешит. Три московских
пивзавода - Москворецкий, Останкинский и Бадаевский - подали возражение
по поводу регистрации товарного знака "Жигулевское", которое будет
рассмотрено в апелляционной палате Роспатента в марте 2000 года. Точно
так же решили поступить еще несколько региональных предприятий. Кроме
того, на прошлой неделе московские пивовары начали активные консультации
по этому поводу с региональными предприятиями, стремясь выработать
общую позицию. Противники самарского комбината выдвигают два аргумента.
Во-первых, "Жигулевское", массовое производство которого началось
в 1934 году, варил практически каждый пивзавод (в советские времена
на него приходилось до 80% выпускаемого пива). А значит, правами на
эту марку обладает вся отрасль. Во-вторых, подтвердив права самарского
комбината на эту марку, апелляционная палата лишит российских потребителей
возможности покупать "Жигулевское". За деньги производить его никто
не будет, а мощностей "Жигулевского пива" (около 50 млн литров в год
) для удовлетворения спроса явно недостаточно. Однако на самарском
комбинате считают иначе. По словам Цыплакова, его пивзавод разработал
и начала производить "Жигулевское" (первоначально оно называлось "Жигули")
еще до революции. Статус всесоюзного ему придал Анастас Микоян, который
попробовал это пиво и решил начать его повсеместное производство.
"Поэтому, - считает Цыплаков, - эта марка - наша". Решать спор производителей-
апелляционной палате. "Ъ" будет следить за развитием событий. * *
* Драки за наследство "Жигулевское" - далеко не первая "советская"
торговая марка, ставшая предметом спора отечественных производителей.
Совсем недавно закончились судебные разбирательства по поводу самой
популярной на российском табачном рынке марки "Прима". Ее производством
занимались практически все табачные фабрики России. Это не устраивало
одного из крупнейших производителей "Примы" - фабрику "Лиггетт-Дукат",
которая несколько раз в суде пыталась доказать свои права на марку.
В конечном итоге ей это удалось. Правда, теперь права на "Приму" принадлежат
не только "Дукату", но и 22 другим фабрикам, входящим в ассоциацию
"Табакпром". Руководители ликеро-водочных предприятий до сих пор не
могут забыть историю с водочными марками "Столичная" и "Московская".
После того как они стали собственностью "Союзплодимпорта", некоторые
заводы были вынуждены потратить значительные средства на раскрутку
собственных марок. До сих пор идут споры о правах на "Индийский чай"
("со слоном"), конфеты "Мишка на Севере" и другие марки, сохранившиеся
с советских времен.
назад >>
|
|