"ПИВНОЙ СКАНДАЛ" НЕ ЗАТИХАЕТ
Елизавета Леонтьева
Самарские новости, 09.02.2000, с. 1
Московские пивзаводы вступили в борьбу за право производить "Жигулевское"
Товарный знак известного с советских времен пива "Жигулевское" оказался
в руках одного предприятия - ОАО "Жигулевское пиво". Разумеется, многим
пивным производителям сей факт пришелся не по душе. И не по карману.
Некоторые новые сведения о развитии "пивного скандала" мы почерпнули
в сообщении эксперта газеты "Российская торговля" Елизаветы Леонтьевой.
- Десятки производителей считают, что самарцы, "приватизируя" марку,
действовали по накатанной схеме: "Было общее - будет наше"... Эта
история, как две капли воды, похожа на множество других - арбитражный
суд, апелляции, письма в инстанции. Мелькают выражения "незаконное
присвоение коллективного труда", "необоснованные претензии". Но ведь
пивзавод в Самаре вполне официально, из рук Роспатента, получил свидетельство
№ 106-468. Согласно этому документу товарный знак "Жигулевского" принадлежит
только одному предприятию. Другие, выпускающие пиво этой марки, обязаны
отойти в сторону. Если все оформлено официально и товарный знак теперь
не просто собственность одного завода, а собственность, охраняемая
государством, надо ли сегодня копья ломать? Очень доходная пивоваренная
отрасль в 1998 и 1999 годах дала по 24-27 процентов роста. Безусловно,
она интересовала и будет интересовать многих. ОАО "Жигулевское пиво"
закрепило за собой марку популярного пенного напитка еще в 1992 году,
когда уже силен был "ветер перемен". Но свои требования к другим производителям
этого пива самарцы выдвигать не спешили. Они сделали это только осенью
прошлого года. Во-первых, потребовали прекратить выпуск "Жигулевского".
А во-вторых, объявили, что если владелец кому-либо разрешит это делать,
то лишь по лицензионной схеме. То есть с соответствующими отчислениями
по самарскому адресу. Производители, а их оказалось около восьмидесяти,
ультиматума не приняли. Лицензионное соглашение с владельцем товарного
знака пока решило заключить лишь одно предприятие. Первыми вступили
в борьбу за марку крупнейшие производители "Жигулевского" - Останкинский,
Москворецкий и Бадаевский пивзаводы. Они обратились со своими возражениями
в апелляционную палату Роспатента. Остальные совещаются по поводу
дальнейших действий. Останкинский, выпускающий 50 процентов всего
объема пива этой марки, уже проиграл самарцам дело по их иску в Московском
арбитражном суде. Но, как говорит генеральный директор предприятия
Владислав Шкоп, он с решением суда не согласен. Тем более он не собирается
предъявлять Жигулевскому пивзаводу бухгалтерскую документацию и платить
ему какие-либо проценты от продаж. Бадаевский завод - второй крупнейший
производитель "Жигулевского" - тоже намерен продолжать борьбу. Готово
отстаивать свои права "Ярпиво", как, впрочем, и многие другие предприятия,
входящие в "Пивоиндустрию". Кстати, в нее входит и ОАО "Жигулевское
пиво", поэтому руководители ассоциации всячески стараются урегулировать
конфликт. Самарцы пытаются доказать, что городские пивоварни варили
"Жигулевское" еще в конце прошлого века, то есть эта марка принадлежит
им исторически. Трудно искать правых и виноватых в ситуации нынешних
пореформенных лет, поэтому предприятия объединяются в союзы и ассоциации
для совместного решения острых проблем. Сражения за товарные знаки
и марки (брэнды) постоянно идут во всем мире. Иногда годами, а то
и десятилетиями. Достаточно вспомнить хотя бы международные тяжбы
по поводу коньяка, шампанского, смирновской водки. Когда корни уходят
в глубь истории и речь идет фактически о национальном достоянии, разрешить
вопрос в чью-либо пользу очень трудно.
...Кстати, на марку пива "Мартовское" тоже объявился единоличный претендент.
назад >>
|
|