ПРОЕКТ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПРОИЗВОДСТВА И ОБОРОТА ПИВА
ГЛАВА 1. Общие положения
Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы промышленного производства и оборота пива в Российской Федерации.
Государственное регулирование в области промышленного производства и оборота пива направлено на защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, экономическое стимулирование данной отрасли в рамках государственной политики по развитию производства пива как альтернативы алкогольной продукции с высоким содержанием спирта.
2. Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, участниками которых являются юридические лица (организации) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по производству, хранению, оптовой и розничной продаже пива.
Статья 2. Основные направления государственного регулирования производства и оборота пива
Государственное регулирование производства и оборота пива осуществляется по следующим основным направлениям:
- формирование государственной политики по развитию пивоварения;
- организация производства пива;
- формирование и функционирование рынка сырья для производства пива (ячмень, хмель, и др. зерновые злаки);
- кредитование, льготное налогообложение аграрных предприятий, производящих сырье для агропромышленного производства пивоварения;
- защита интересов отечественных товаропроизводителей при осуществлении внешнеэкономической деятельности;
- развитие науки и осуществление научной деятельности в сфере селекции пивоваренных ячменей, хмеля и районирование их;
- подготовка специалистов, переподготовка и повышение квалификации кадров для пиво-безалкогольной отрасли;
- разработка и осуществление федеральных целевых программ развития пивоварения.
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
- пиво - пенистый напиток, полученный методом спиртового брожения пивного сусла,
произведенного на основе зернопродуктов без добавления этилового спирта;
- промышленное производство (далее - производство) пива - производство такой продукции юридическим лицом в объеме, превышающем потребности собственного производства в целях его продажи и получения прибыли;
- оборот - закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, оптовая и розничная продажа.
Статья 4.Законодательство о государственном регулировании производства и оборота пива
1. Законодательство о государственном регулировании производства и оборота пива состоит из настоящего Федерального закона, а также иных федеральных законов и нормативно-правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации (далее - нормативные акты).
2. В случае противоречия между положениями настоящего Федерального закона и иных федеральных законов или нормативных актов применяется настоящий Федеральный закон.
3. Действие настоящего Закона распространяется на все виды пивной продукции отечественного производства.
4. На импортируемые виды пива с крепостью выше 9 градусов распространяется действие Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции", а также иных законов и нормативно-правовых актов в сфере регулирования производства и оборота алкогольной продукции.
ГЛАВА II. Производство пива
Статья 5. Производство пива
1. Производителями пива могут быть юридические лица, получившие в установленном порядке лицензию на этот вид деятельности.
2. Физические лица вправе осуществлять производство пива только для личного потребления.
3. Производство пива физическими лицами для собственного потребления декларируется в местных органах исполнительной власти.
Порядок декларирования производства пива для личного потребления устанавливается субъектами Федерации.
Статья 6. Приобретение и использование оборудования для производства пива
Оборудование для промышленного производства пива подлежит обязательной сертификации в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
Статья 7. Сырье и материалы для производства
Для производства пива должно использоваться сырье и материалы, которые соответствуют требованиям государственных стандартов Российской Федерации.
Статья 8. Производство, хранение и реализация пива
1. Производители вправе самостоятельно разрабатывать и производить различные сорта пива при условии их соответствия обязательным требованиям государственных стандартов и спецификациям Российской Федерации. Особенности производства различных сортов пива должны быть указаны в технических условиях и технологической документации производителей.
2. Хранение и реализация пива должны производиться в соответствии с нормами государственных стандартов и правилами, установленными для хранения пищевых продуктов в пределах срока годности, установленного производителем.
3. При оптовой реализации и транспортировке партий пива требуется оформлять на каждую партию сопроводительные документы с указанием сведений о наименовании сорта, производителе продукции.
Порядок оформления документов, их состав устанавливаются Правительством Российской Федерации.
4. Пиво, затаренное к розничной продаже на территории Российской Федерации, должно иметь информацию на русском языке, содержащую сведения о:
- наименовании продукции;
- наименовании и месте нахождения производителя;
- знак соответствия;
- объеме продукции в потребительской таре;
- дате изготовления и сроке использования либо сроке годности;
- составе продукции, величине содержания алкоголя и данных о пищевой и энергетической ценности на 100 куб. см;
- величине начального сусла при производстве пива.
На каждую единицу потребительской тары должен быть нанесен штрих-код товаропроизводителя, соответствующий требованиям Госстандарта Российской Федерации.
ГЛАВА III. Распределение полномочий по государственному регулированию производства и оборота пива
Статья 9. Предметы ведения Российской Федерации в области производства и оборота пива
К ведению Российской Федерации в области производства и оборота пива относятся:
- регулирование экспорта, импорта пива, а также сырья для его производства;
- организация государственного контроля за производством и оборотом пива, а также сырья для его производства;
- установление видов подакцизной продукции и ставок акцизов пива;
- установление государственных стандартов и утверждение технических условий в области производства и оборота пива;
- выдача лицензий и определение квот на импорт пива;
- определение комплекса мер по защите здоровья и прав потребителей пива;
- разработка и принятие федеральных целевых программ в области производства и оборота пива, сырья для его производства, а также принятие мер, направленных на поддержку отечественных производителей, устранение недобросовестной конкуренции, охрану окружающей среды;
- другие связанные с производством и оборотом пива вопросы, отнесенные к ведению Российской Федерации иными федеральными законами.
Статья 10. Предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области производства и оборота пива
К предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области производства и оборота пива относятся:
- осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства, регулирующего производство и оборот пива;
- проведение государственного контроля за качеством производства и оборота пива, а также сырья для его производства.
Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование в области производства и оборота пива, кроме случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
Статья 11. Полномочия органов местного самоуправления в области производства и оборота пива
1. Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции осуществляют контроль за соблюдением законодательства в области розничной продажи пива и за его качеством.
2. Органы местного самоуправления могут наделяться федеральным законом отдельными государственными полномочиями в области регулирования производства и оборота пива с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
ГЛАВА IV. Система государственного контроля за производством, оборотом и качеством пива
Статья 12. Органы государственного контроля за производством и оборотом пива
1. Государственный контроль за производством и оборотом пива осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах их компетенций.
2. Контроль осуществляется в следующих основных направлениях:
- контроль за соблюдением условий действия лицензий на импорт пива;
- контроль за соблюдением требований к оборудованию для производства пива;
- контроль за соблюдением государственных стандартов и технических условий на пиво и сырье для его производства;
- контроль в отношении мер по защите здоровья и прав потребителей пива;
- контроль за оборотом пива.
Статья 13. Контроль за качеством пива
1. Контроль за качеством реализуемого производителями пива осуществляется специально уполномоченным государственным органом в области качества.
2. Контроль за качеством предусматривает:
- установление государственных стандартов и утверждение технических условий в области производства сырья и пива;
- проверку соответствия продукции и сырья государственным стандартам и техническим условиям.
3. Организация, производящая пиво, создает лабораторию химического и технологического контроля за производством пива. Аккредитацию лаборатории осуществляет специально уполномоченный государственный орган в порядке, установленном нормативно-правовыми актами уполномоченного Правительством федерального органа исполнительной власти.
ГЛАВА V. Лицензирование
Статья 14. Деятельность, подлежащая лицензированию
1. Деятельность по производству и импорту пива осуществляется на основании федеральных лицензий, выданных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и действующих на всей территории Российской Федерации.
Статья 15. Порядок выдачи лицензий
1. Для получения лицензии на импорт пива заявителем в лицензирующий орган представляются следующие документы:
- заявление о выдаче лицензии с указанием наименования организации, места нахождения, наименования банка и номера расчетного счета в банке; лицензируемого вида деятельности, который заявитель намерен осуществлять, и срока, в течение которого будет осуществляться указанный вид деятельности;
- копии учредительных документов и копия свидетельства о государственной регистрации заявителя в качестве юридического лица;
- справка о постановке заявителя на учет в налоговом органе;
- документ, подтверждающий оплату сбора за выдачу лицензии;
- справка налогового органа об отсутствии у заявителя просроченной задолженности по уплате налогов и сборов;
- копия информационного письма федерального органа исполнительной власти в области статистики о включении в Единый государственный реестр предприятий и организаций;
- заключение органов внутренних дел об оснащенности организации и (или) структурных подразделений, осуществляющих хранение пива, средствами охранной сигнализации и охранно-пожарной сигнализации;
- положительные заключения специально уполномоченных на то государственных органов о соответствии складских помещений организации (заявителя) санитарно-эпидемиологическим нормам и требованиям.
Требовать от заявителя документы, не предусмотренные настоящим пунктом, не допускается.
2. Действие лицензии на импорт пива, выданной юридическому лицу, распространяется на деятельность входящих в его состав структурных подразделений.
Статья 16. Государственная регистрация лицензий
1. Все заявления и документы, представленные для получения лицензии, регистрируются лицензирующим органом и подлежат хранению в течение 5 лет.
2. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти ведет сводный государственный реестр выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий.
Статья 17. Сроки выдачи лицензии и порядок обжалования
1. Решение о выдаче лицензии или об отказе в ее выдаче принимается в течение 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами.
2. Решение о выдаче лицензии или об отказе в ее выдаче с указанием причин отказа направляется заявителю в письменной форме в трехдневный срок после его принятия.
3. Отказ о выдаче лицензии может быть обжалован заявителем в судебном порядке.
4. В случае реорганизации, изменения наименования организации или утраты лицензии владелец лицензии обязан в пятнадцатидневный срок подать заявление о переоформлении лицензии.
Переоформление лицензии проводится в порядке, установленном для ее получения.
5. До переоформления лицензии организация может осуществлять деятельность на основании ранее выданной лицензии. Новая лицензия выдается на основании ранее представленных документов, если срок их действия не истек, и заявления о наступлении события, указанного в абзаце 1 настоящего пункта.
6. Лицензии выдаются на срок 2 года. Срок действия лицензии может быть продлен по просьбе заявителя. Лицензия по просьбе заявителя может быть выдана и на срок менее чем 2 года.
7. За выдачу лицензии на импорт пива взимается сбор в размере 0,01% от объема таможенной стоимости импортируемой партии пива.
Статья 18. Приостановление, возобновление прекращение действия лицензии и аннулирование лицензии
1. Действие лицензии может быть приостановлено решением лицензирующего органа на основании материалов, представленных органами, осуществляющими контроль и надзор за соблюдением настоящего Федерального закона, а также по инициативе самого лицензирующего органа в пределах его компетенции в следующих случаях:
- невыполнение организацией предписаний лицензирующего органа об устранении нарушений условий действия лицензии;
- неуплата в установленный срок лицензионного сбора.
2. Действие лицензий приостанавливается на срок, необходимый для устранения выявленных нарушений. Указанный срок не может превышать шести месяцев. В случае, если в установленный срок заявитель не устранил указанные обстоятельства, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
3. После получения от заявителя сообщения об устранении обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензий, лицензирующий орган обязан в срок не более чем 20 дней принять решение о возобновлении действия лицензии или об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
4. Принятое лицензирующим органом решение о приостановлении действия лицензии может быть обжаловано в суде.
5. Действие лицензии может быть прекращено на основании заявления самого заявителя или по истечении срока действия такой лицензии.
6. Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа.
Основанием для аннулирования лицензии в судебном порядке является:
- обнаружение недостоверных данных в документах, представленных заявителем для получения лицензии;
- невыполнение решения лицензирующего органа о приостановлении действия лицензии;
- повторное приостановление действия лицензии за совершение одного и того же нарушения в течение одного года;
- неустранение в установленный срок обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии.
До вступления решения суда в законную силу лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии.
7. Решение о приостановлении действия лицензии или о направлении в суд заявления об аннулировании такой лицензии доводится лицензирующим органом до заявителя в письменной форме с мотивированным обоснованием не позднее чем через три дня со дня принятия решения.
ГЛАВА VI. Меры государственной поддержки пивного комплекса страны
Статья 19. Основные направления государственной поддержки пивного комплекса страны
1. Государственная политика в развитии пивного комплекса страны исходит из того, что данный комплекс является важной частью решения задач повышения благосостояния и качества жизни граждан; содействия культуре здорового образа жизни; развития отечественного потребительского сектора экономики; формирования доходной части бюджетов всех уровней; сохранения культурной традиции российского пивоварения.
2. Основными задачами государственной политики в области развития пивного комплекса страны являются:
- сохранение и дальнейшее развитие отечественного пивоварения на техническом, организационном, экономической уровне, обеспечивающем эффективное производство качественной продукции, способной удовлетворять потребности рынка и успешно конкурировать на нем с зарубежными производителями;
- развитие отечественного машиностроения по производству техники, машин и оборудования для пивоваренных предприятий, соответствующих современному научно-техническому уровню и способных конкурировать с мировыми лидерами;
- развитие отечественной сырьевой базы производства пива, способной не только полностью удовлетворить внутренние потребности рынка, но и стать частью экспортной политики страны;
- развитие системы профессионального, специального образования и науки, обеспечивающей кадровые и научные потребности отрасли.
3. Для реализации задач государственной политики в развитии пивного комплекса страны разрабатываются и осуществляются федеральные целевые и иные программы, а также специальные меры поддержки и защиты внутреннего рынка.
Статья 20. Государственная поддержка в адрес кредитования пивного комплекса
1. Из средств федерального бюджета, направленных на поддержку и регулирование агропромышленного производства, выделяются средства для:
- лизинга предприятий сферы производства пива;
- краткосрочного кредитования сезонных затрат по поддержке необходимых запасов пивоваренного сырья на пивоваренных предприятиях.
2. Правительство Российской Федерации создает специальные фонды для осуществления господдержки кредитования агропредприятий, занятых производством сырья для пивоварения.
При кредитовании за счет указанных фондов с организации агропромышленного производства взыскивается не более 25% учетной ставки Центрального банка Российской Федерации.
Статья 21. Государственное регулирование экспорта и импорта пивоваренного сырья
1. Экспорт и импорт с/х пивоваренного сырья осуществляется с учетом необходимости защиты интересов отечественных товаропроизводителей в сфере производства пива.
2. Правительство Российской Федерации принимает меры:
- защитного, протекционистского характера в случаях, когда насыщение рынка пивоваренным сырьем может обеспечиваться за счет отечественного производства или импорт приводит к ухудшению состояния агропромышленного сектора, снижению его доходности;
- по стимулированию экспорта с/х пивоваренного сырья, а также импорта технологического оборудования и с/х пивоваренного сырья, если это не нарушает стабильности внутреннего рынка.
3. Защитные меры принимаются в форме и порядке, установленных федеральными законами.
4. Часть средств, полученных от уплаты импортных и экспортных пошлин и других, приравненных к ним платежей на пивоваренное сырье, направляется на государственную поддержку отечественных производителей пивоваренного сырья.
Объем использования указанных средств определяются федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
Статья 22. Квотирование импорта пива
С целью развития отечественного пивоварения вводится временное квотирование импорта пива. Доля импорта пива, ввоз которого осуществляется на таможенную территорию Российской Федерации, не должна превышать 10 процентов оборота пива за предыдущий год.
Статья 23. Государственная поддержка образования, науки, научной деятельности и информации в сфере производства пива
Государство обеспечивает:
1. фундаментальные и прикладные научные исследования в интересах сферы пивоварения;
2. подготовку, повышение квалификации и переквалификация специалистов;
3. деятельность служб консультации и информации;
4. проведение смотров качества, профессиональных дегустаций;
5. проведение семинаров, консультаций, международных выставок-ярмарок, конкурсных оценок качества, оформления и фасовки пива.
Статья 24. Налогообложение
Исчисление и уплата налогов и сборов с пива производятся в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Статья 25. Маркировка
Пиво подлежит маркированию в соответствии с требованиями Федерального законодательства.
Статья 26. Реклама пива
Реклама пива осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона "О рекламе".
ГЛАВА VII. Ответственность при осуществлении деятельности по производству пива
Статья 27. Ответственность производителей за нарушение законодательства в области производства и оборота пива
Производители пива несут ответственность за соответствие выпускаемой продукции требованиям, установленным настоящим законом и иными нормативными актами Российской Федерации. За нарушение указанных требований производители несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации.
ГЛАВА VIII. Заключительные положения
Статья 28. Вступление закона в силу
Настоящий Федеральный закон вводится в действие со дня его официального опубликования.
Статья 29. Приведение нормативных актов в соответствие с настоящим законом
Правительству Российской Федерации, органам власти субъектов Федерации привести свои нормативные акты, регулирующие производство и оборот пива, в соответствие с требованиями настоящего закона в течение трех месяцев после его вступления в действие.
назад >>