Как уже известно, с 1999 г. пивной рынок Дальнего Востока активно стал
наполняться бутылочной продукцией ведущих отечественных производителей.
Местные же пивзаводы, не имея финансовых средств для защиты своих
интересов превратились в лакомый кусок для инвесторов. На региональном
рынке издавна существует 2 пивных монстра - ОАО "Пивоиндустрия Приморья"
(г. Владивосток) и ОАО "Амур-пиво" (г. Хабаровск) Всего действующих
пивзаводов по Дальнему Востоку - 19. Однако именно между "П.П" и "А-П" до 1998 г шла жесткая конкуренция. При этом
ОАО "Амур-пиво", долго не думая в точности копировало на рынке поведение ОАО "Пивоиндустрии Приморья". "ПП" выпустило
фирменный сорт, "Амур-пиво" следом, "ПП" -
фирменную желтую пробку для бутылки, "АП" - тут же красную. "ПП" -
организовало производство пива в кегах, "АП" - следом. "ПП"
активизировал рекламу, тоже самое сделал "АП". До недавнего времени
годовые объемы продаж двух пивзаводов практически были равны. Рост
продаж в год составлял около 5 %. Стабильный интервал - 1 млн. дал
("ПиП" выпускал больше на 1 млн. дал в год). География продаж продукции -
одна и та же - территория Дальнего Востока. Однако география сбыта
продукции "ПП" немного шире и захватывает морские регионы (Магадан,
Камчатка, Сахалин) и захват северных - Якутия. Хабаровское пиво
продается в Приморском крае, приморское в Хабаровском.
В активной борьбе между друг другом пивзаводы "прозевали" своего первого
и основного конкурента "Балтику". В апреле 1998 г. из-за перебоя бут.
пива на "ПП" "Балтика" захватила розничную сеть Приморья, а затем
Хабаровска. Освоившись на рынке, "Балтика" потащила вслед за
собой "Сибирскую корону" , "Бочкарева", "Очаково" и т.п. Таким образом,
отсутствие единой взаимовыгодной стратегии местных пивоваров "выкинуло"
их на обочину рынка бутылочного пива. При этом лидирующие позиции по
продажам пива в кегах сохраняются и даже крепнут. Как ни странно, но до
сих пор между предприятиями не было организовано ни встреч, ни
переговоров о совместной деятельности против "внешних" врагов.
ПРАКТИЧЕСКИ не ведется рекламная деятельность!!! Основная причина тому .
все еще высокий спрос на продукцию.
Однако есть серьезные отличия между этими двумя противниками:
"Амур-Пиво" : Имеет собственную розничную сеть через которую реализует
около половины выпускаемой продукции. Имеет сильную поддержку со стороны
администарции Хабаровского края. Сумело привлечь большие инвестиции (
Японцы) для модернизации производства. Установило новое бродильное
оборудование, ЦКТ. Организовало грамотно сеть дистрибютеров.
"Пивоиндустрия Приморья". Главная причина всех бед предприятия .
конфликт между генеральным директором компании и администрацией г.
Владивостока. Постоянные попытки директора в выборах в муниципальные
органы, имеющие успех, принесли большое количество неприятностей для
предприятия, а также нажили генеральному директору много врагов со
стороны существующей тогда власти.
Конфликт возник еще в 1996 г. Именно тогда ОАО "Пивоиндустрия Приморья"
зимой, согласно договора с мэрией закупило мазут на свою котельную,
которая отапливает поселок, и в котором завод сам расположен (промзона
пригорода Владивостока, 28 км) Затратив огромные деньги (мэрия не в
состоянии была дать) предприятие смогло обеспечить теплом бесперебойно
всю зиму. Однако после мэр г.Владивостока Черепков взаимозачет не
произвел. Чтобы не сорвать производственную деятельность комбинат
направил все свои финансы на закупку сырья (что вполне объяснимо).
Возможно поэтому и образовался долг в местный бюджет. На этот долг тут
же стали капать проценты, которые впоследствии намного превысили сам
долг. В 1997 г. и 1998 г. ситуация повторилась. Завод обогревает поселок
за СВОИ деньги, хотя жилье - мунициапльное. Мэрия ничего не платит и
зачеты не делает. Зато каждые 4 месяца на завод "насылается" налоговая
полиция. Люди в масках опечатывают склады с готовой продукцией. Магазины
остаются без пива, конкуренты без усилий занимают рынок. "Маски-Шоу"
продолжались 3 года с завидным постоянством. На генерального директора
заводились уголовные дела. Шла травля в средствах массовой информации.
При этом комитет муниципального имущества запретил размещать рекламу
предприятия в г.Владивостоке. А при этом город потребляет ровно половину
производимой продукции. В этой ситуации возникли перебои с поставкой
сырья (из-за элементарного отсутствия средств) Продажи шли со скрипом
без рекламы в условиях жесткой конкуренции. В 1996-1997 гг основной
пакет акций находился у компании "Акфес" (главный учредитель которого
ДВМП - дальневосточное морское пароходство). После распада компании все
акции за долги ушли в ДВМП. Одним из главных акционеров компании
являлась компания "Сан групп" ( сейчас Сан-Интербрю ). К сожалению
никаких кардинальных мер по ликвидации конфликта учредители не
предприняли.
С новым мэром (после Черепкова В.И, Губернатор Наздратенко назначил
и.о. Копылова Ю.М.) ситуация для завода еще более осложнилась. Несмотря
на то. что ОАО "Пивоиндустрия Приморья" выигрывало одно за другим дело в
Арбитражном суде против мэрии, ничего не изменилось. Логненко стали
зажимать со всех сторон. Каравай-то аппетитный. И хочется и колется.
Ведь денег-то перекупить главный пакет у ДВМП ( по слухам около 4 млн
долл) у администрации города и края нет. Учредители волнуются.
Перспективы не радужные. Самый огромный пивзавод на Дальнем Востоке
(проектная мощность 7,2 млн. дал, а фактически выпускается 3,5 млн. дал)
и катится в пропасть. А ведь продукция компании - самая
высококачественная на всем Дальнем Востоке. Это именно так. В 1998-1999
г. заводом заинтересовалась "Балтика". Проявляли интерес и японцы,
однако из-за нестабильности политической и экономической ситуации в
приморском крае, при отсутствии гарантий, они отказались. Вот тут-то
один из основных акционеров . .Сан Интербрю. заработали на полную
катушку. На завод в течение 1999 - 2000 г приезжала одна комиссия за
другой. Первоначальные переговоры между Сан Интербрю и ДВМП имели
перспективу. ДВМП стал торговаться с "СИ" по продажам акций. Переговоры
были долгими и тяжелыми. Несколько раз прерывались. Однако новым
хозяевам нужны были гарантии местных властей. Таких гарантий не
последовало. Новый мэр г. Владивостока Копылов в дружественных
отношениях с губернатором. По слухам власти "посоветовали" ДВМП не
продавать акции .Сан Интербрю.. В конце концов вдруг внезапно выплыл
новый покупатель "ВимБильДан" (кстати структура дружественная мэру,
например Владивостокскому молокозаводу, который был выкуплен ВБД сейчас
предоставляются от администрации города все возможные выгодные условия
для развития, вопреки другим местным товаропроизводителям) Таким образом
налицо жесткая градация в городе: лояльные и нелояльные к местной власти
предприятия. Вдруг неожиданно ДВМП "согласилось" продать акции ВБД на
условиях, хуже чем с .Сан Интербрю.. Парадокс. На предприятие стали уже
приезжать специалисты ВБД с проверками. Вроде как в Москве все документы
о передаче уже оформлены. Актуальным стал вопрос . как намерены
новые .хозяева. использовать огромный опыт и потенциал генерального
директора и его коллектива. Пока ситуация находится в подвешенном
состоянии. А завод не реализует свои возможности. Жалко... ведь
ассоциации потребителя с приморским пивом и его славой связаны с
ОАО "Пивоиндустрией Приморья". Заводу крайне необходимы инвестиции. В этом случае успех очевиден. Чем быстрее будет
осуществлено
финансирование на модернизацию производства, тем быстрее компания
восстановит свои позиции на рынке.
Вячеслав Сарапулов beer_lion@mail.ru
назад >>
|
|