Часть 1. О ситуации на пивном рынке Дальнего Востока
На сегодняшний день пивной рынок Дальнего Востока представлен жесткой конкуренцией отечественных пивоваренных компаний. Импортное пиво практически не оказывает заметной конкуренции и составляет около 3-5% от всех продаж. Основные рынки сбыта пива в регионе: Приморский и Хабаровский края. Активно потребляют пиво в Амурской, Еврейской областях.
В настоящее время производство пива в регионе осуществляют 19 пивзаводов. Из них выделяются 2 явных лидера и основных конкурента - ОАО "Пивоиндустрия Приморья" и ОАО "Амурпиво", общая доля выпуска которых достигает 70-75 % от общего производства пива на Дальнем Востоке.
Тенденция развития пивного рынка основана на стремительной "атаке" ведущих отечественных пивоваренных компаний и активной "защите" местных производителей пива. Разрозненность и отсутствие единой взаимовыгодной стратегии, объединяющей интересы местных пивоваров, благоприятно влияет на беспрепятственное проникновение пива с запада России. Способствует этому и нейтральная позиция администраций большинства краев и областей региона по отношению к местным товаропроизводителям. Это заметно влияет на беспрепятственный выход на рынок конкурентов. Поддержка местным пивоваренным предприятиям оказывается лишь в 2-х регионах Дальнего Востока - в Хабаровском крае и Камчатской области.
Лидер по производству пива в регионе - ОАО "Пивоиндустрия Приморья" (годовой выпуск составляет около 4 млн. дал). Продукция именно этой компании особо пользуется спросом и имеет превосходное качество настоящего пива. Кстати, недавно (в конце июня) предприятие открыло официальный сайт: http://www.primpivo.ru . Это - первый сайт пивоваренной компании на Дальнем востоке.
Основные популярные сорта компании: "Авангард №1" (лучшее пиво 1999 года ), пиво "Студеное", "Рыцарь Приморья" ( Гран При "Сочи 2000"). География поставок предприятия - Хабаровский край, Приморский край, Амурская область, Магадан, Сахалин, Камчатка, Еврейская область, Якутия - практически весь Дальний Восток.
Развитию пивного рынка Дальнего Востока способствует активность местных коммерческих структур, а не предприятий-производителей. Проявляется это, в основном, во время активного покупательского спроса, когда существует устойчивый дефицит товара. При этом крупные оптовые компании, с целью удовлетворения спроса и извлечения прибыли, вынуждены проявлять интерес к тем пивоваренным компаниям, которые способны выделить продукцию с надежной гарантией сбыта. Как правило, такими компаниями являются крупные пивоваренные заводы вне территории Дальнего Востока.
Однако, в период спада покупательского спроса (сентябрь-ноябрь), заметно активное проявление интереса к региональным рынкам со стороны самих предприятий-производителей, что выражается в их маркетинговой и рекламной деятельности.
Развитие Дальневосточного пивного рынка в период его становления при существовании устойчивого спроса на товар способствует существованию большого числа посредников. Особенно это проявляется в весенне-летний период, когда предприятия работают в максимальном режиме и особо не занимаются дистрибьюцией. Именно этим и объясняется существенная разница между заводскими и розничными ценами на пиво. На Приморском рынке в этот период соотношение самовывоза продукции и централизованного ее распространения производителем составляет 80% к 20% соответственно.
В осенне-зимний период, когда производители стремятся сохранить объемы производства своей продукции, это соотношение составляет 50% на 50%. Т.е. компании стараются сами влиять на процесс распределения и ценообразования товара, тем самым уменьшая долю посредников.
С каждым годом влияние за контроль над рынками сбыта между производственными предприятиями и крупными коммерческими оптово-розничными компаниями (посредниками) становится все жестче.
В последнее время складывается тенденция слияния мелких поставщиков пива в крупные объединения и группы. Основная направленность таких групп - посредническая деятельность между производителями пива и потребителями. В период активизации покупательского спроса и ограничения производственного предложения эти компании более конкурентоспособны, в отличие от других. При этом основными конкурентными преимуществами являются: широкий ассортимент пива от различных производителей, выгодные для розничных точек условия работы.
Это зачастую противоречит интересам производственных предприятий, основная цель которых - сбыт только своего товара. Подобную ситуацию можно проследить на примере ОАО "Пивоиндустрия Приморья". Компания, имея препятствия со стороны местных муниципальных органов в организации собственной розничной сети и осуществления рекламной деятельности, испытывая жесткую конкуренцию со стороны ведущих отечественных пивоваренных предприятий и местных крупных коммерческих оптово-розничных групп, вынуждено с целью сохранения объемов производства своей продукции расширять географию поставок за пределы Приморского края. При этом конкурентоспособность товара, в отличие от местных производителей, заметно снижается за сет транспортных расходов.
Подобное развитие ситуации на пивном рынке Дальнего Востока, без осуществления кардинальных мер, способствует стремительному проникновению на рынок Приморского края и Дальнего Востока продукции конкурентов. Уменьшение доли рынка дальневосточных пивоваренных компаний в пользу крупных отечественных производителей пива, а также устойчивое "навязывание" рынку "европейского" вкуса напитка приведет к активному появлению покупательского спроса на импортное пиво, что противоречит интересам доходной части любого местного бюджета.
В основном, конкуренция на пивном рынке представлена по отдельным видам продукции. Главным сектором жесткой конкуренции является бутылочное пиво. Только на рынке г. Владивостока в розничной сети ежедневно присутствует постоянно до 35 сортов бутылочного пива. Общий ассортиментный перечень поставляемой продукции на сегодняшний день насчитывает 68 сортов бутылочного пива отечественных производителей.
Основными конкурентами на рынке являются:
ОАО "Пивоиндустрия Приморья"
ОАО "Балтика" ( г. Санкт-Петербург)
ОАО "Росар" ( г. Омск)
ОАО "Иркутскпищепром" (г. Иркутск)
ОАО "Степан Разин" ( г. Санкт-Петербург)
ОАО "Красный Восток" ( г. Казань)
ОАО "Тульское пиво" ( г. Тула)
ОАО "Браво" ( г. Санкт-Петербург) и т.д.
Основные популярные брэнды:
"Авангард №1"
"Балтика"
"Сибирская корона"
"Бочкарев"
"Очаковское".
"Три медведя"
Заметно активизировали свои поставки во 2 квартале 2000 г. компании "Винап", "Иркутскпищепром", "Пикра", "Степан Разин", "Очаково".
Предприятия-конкуренты используют в основном 2 схемы дистрибьюции своего товара: через организацию официального представителя (пример: "Росар", "Амурпиво") и централизованных поставок по установленным ценам и через оптовую сеть ("Балтика" и остальные) без учета системных поставок. Поставки продукции осуществляются в основном ж/д транспортом.
Данная ситуация говорит о том, что пивной рынок Дальнего Востока только на стадии своего активного формирования. Это возможно лишь в ситуации устойчивого покупательского спроса и ограничения производственного предложения. Другими словами, в момент активных сезонных продаж производители полностью не удовлетворяют спрос на свою продукцию, а значит, существует "буфер", который стараются заполнить крупные и мелкие производители.
В отличие от недавнего времени, когда потребитель безоговорочно делал свой выбор в пользу кегового пива, покупательские предпочтения вновь направлены на бутылочную продукцию. Объясняется это появлением на рынке широкого ассортимента пива. Практически каждый месяц розничные точки предлагают для потребителя 1-2 новых сорта.
Заметно возрос покупательский спрос на пиво в ПЭТ бутылках, главным преимуществом которого является новизна, упаковка и цена. Пиво в такой упаковке поставляют в основном ведущие отечественные пивзаводы: ОАО "Балтика", ОАО "Очаково", ОАО "Красный октябрь". Однако в начале 2000 г. компания ОАО "Амурпиво" также приступила к выпуску своей продукции в ПЭТ бутылках. Налажен выпуск пива в подобной таре и на Сахалине, продажи которого осуществляет пивзавод "Колос" (г. Южно-Сахалинск).
Несмотря на появление новых видов упаковки, традиционно повышенным спросом в сезон пользуется пиво из кег. Причина тому - главное конкурентное преимущество перед любой другой формой подачи - возможность охлаждения и естественность вкуса. На сегодняшний день уже 60-70% торговых точек, осуществляющих продажи пива из кег используют специальное холодильное оборудование.
На сегодняшний день производством и поставкой бестарного пива в кегах занимается практически каждый пивоваренный завод на Дальнем Востоке. Осуществляет поставки пива в кегах в регион также ОАО "Росар" и ОАО "Балтика" в незначительных объемах.
Основными рынками сбыта на Дальнем Востоке, как наверное и везде по России, являются крупные города, районные и краевые центры. Такими являются: в Амурской области - г.Благовещенск и г. Свободный, в Хабаровском крае - г. Хабаровск и г. Комсомольск-на-Амуре, в ЕАО - г. Биробиджан, в Приморском крае - г. Владивосток, Уссурийск, Находка, в Магаданской области - г. Магадан, в Сахалинской области - г. Южно-Сахалинск и г. Южно-Курильск.
Традиционно "пивными центрами" Дальнего Востока являются г. Владивосток, г.Хабаровск, г. Комсомольск-на-Амуре.
Активное проявление интереса к дальневосточному рынку со стороны сибирских пивоваренных компаний говорит о том, что финансовое состояние этих предприятий, внедрение новых технологий производства и качество готовой продукции уже успешно позволяют конкурировать с ведущими российскими пивзаводами. Об этом свидетельствует возросший в регионах на пиво этих производителей покупательский спрос.
Рынок Приморского края - особый интерес для пивоваренных компаний. а г. Владивосток - надежный источник прибыли для них. Этим объясняется огромный интерес к нашему региону. На Западе России крупным производителям становится тесно, при этом они расширяют географию продаж своей продукции на Восток. Пивной рынок Дальнего Востока считается перспективным и "диким". Опробованные технологии в крупных многомиллионных городах легко применимы и быстро осуществимы в провинции. Накопленные финансовые средства крупных пивоваренных компаний позволяют легко "скупать" региональные рынки сбыта.
В последнее время мощная реорганизация местных производителей товара заставляет активизировать сбытовую деятельность и пересмотреть общую стратегию продаж компании. Так, ОАО "Амурпиво" - основной конкурент нашей компании, - до недавнего времени сильно сдало позиции по всем направлениям (бутылочное и бестарное пиво). Объясняется это внедрением новой технологии производства пива и реконструкцией завода. Однако, необходимо учитывать, что компания имеет организованную дистрибьютерскую сеть ( около 10 торговых домов по региону), а также собственную розничную сеть (до 50 торговых точек в г. Хабаровске), что способствует контролю ситуации на местных рынках и в сжатые сроки оперативному выходу на региональные рынки.
Следует отметить, что с июля месяца ОАО "Амурпиво" приступило к выпуску продукции по новой технологии. Модернизация производства предприятия способствует ежегодному выпуску пива объемом до 7 млн. декалитров. Это - серьезная заявка на захват значительной доли пивного рынка Дальнего Востока. При этом повышение качества производимой ОАО "Амурпиво" продукции позволяет быть уверенным специалистам этой компании, что их намерения вполне реальны.
Особую роль и влияние на пивной рынок Дальнего Востока оказывает пиво "Балтика". Мощная экспансия и раскрученный брэнд позволяют успешно осуществлять продажи. На сегодняшний день в г. Владивостоке работают 5 крупных оптовых поставщиков "Балтики" и около 10 мелких, которые осуществляют поставки напрямую с завода и от официальных дистрибьютеров.
Демпинговая политика "Иркутскпищепрома" и "Винапа" способствует высокой конкурентоспособности своей продукции на рынке Приморского края. Низкие оптовые цены позволили уверенно занять свою нишу.
Следует особо отметить рекламную деятельность компаний на рынке пива в регионе. Особо она отмечается в крупных городах краев и областей. Лидерами по "рекламной гонке" являются г. Владивосток и г. Хабаровск.
Широкомасштабную рекламную компанию вот уже в течение всего года осуществляет через своих представителей компания "Росар" (брэнд "Сибирская корона"). При этом задействованы все направления рекламных носителей: СМИ, ТВ, радио, наружная реклама и пр. Наряду с этим "Сибирская корона" активно проводит маркетинговые мероприятия по продвижению продукции в виде организации и участия во всевозможных общественных мероприятиях. Особенным является то, что именно "Сибирская корона" первыми среди пивоваренных компаний широко начали использовать мерчендайзинг. Маркетинговая стратегия и мощная реклама позволили предприятию за 8 месяцев завоевать около 20% рынка бутылочного пива г. Владивостока и уверенно занять 3-е место после "Балтики" и ОАО "Пивоиндустрии Приморья"
ОБОБЩАЯ ВЫШЕИЗЛОЖЕННОЕ,
1. Открылся первый на Дальнем Востоке пивной сайт ОАО "Пивоиндустрии Приморья"
2. На рынке региона ведется жесткая борьба среди "пивных монстров" и местными товаропроизводителями.
3. Со стороны местных администраций районов и областей, в основном, не предпринимается никаких попыток помощи местным производителям пива.
4. Основными игроками на дальневосточном рынке являются вышеперечисленные компании.
5. Интерес к дальневосточному пивному рынку огромен.
6. Страсти на рынке ничуть не хуже столичных.
Вячеслав Сарапулов beer_lion@mail.ru
назад >>
|
|