КОГДА МЫ ВМЕСТЕ - ВСЕ У НАС ПОЛУЧИТСЯ
Николай Банников
Мордовия-7-дней (Саранск), 02.02.2000, с. 4
Руководство республики Мордовия ориентирует "Саранскую пивоваренную
компанию" на местное сырье
Саранское пиво с недавних пор стало своеобразной визитной карточкой
Мордовии. Во многих регионах России хорошо известны и любимы такие
его сорта, как "Спартак", "Толстяк", "Забористое". И не только в России.
Недавно на международной выставке в Бельгии "Забористое" получило
оценку 6,5 балла, хотя выше "шестерки" никому еще не ставили. В общем,
потихоньку осваиваем и международный регион. Все эти успехи не случайны
- СП ЗАО "Саранская пивоваренная компания" давно и успешно сотрудничает
с зарубежными фирмами, являющимися одними из ведущих европейских производителей
"напитка богов". Словом, "Саранская пивоваренная компания" - "остров
процветания" в Мордовии, как окрестили ее журналисты. Однако "жить
в обществе и быть оторванным от общества нельзя". И у саранских пивоваров
есть свои сложности и проблемы, одна из главных - более тесная связь
с местными производителями ячменя. Вот об этом, в основном, и шла
речь на совещании с аграриями, созванном по предложению Председателя
Правительства РМ. Деньги должны оставаться в республике Открыл совещание
региональный директор ЗАО "Саранская пивоваренная компания" А.В.Кольбов.
Он отметил, что необходимость такой встречи назрела давно. Компания
неуклонно развивается, резко наращивает объемы, соответственно, требуется
все большее количество исходного продукта - ячменя. Нет сомнений,
что ориентация на местного сельхозпроизводителя - насущная задача
дня. "Деньги должны оставаться в республике, а не уходить к зарубежным
поставщикам зерна". Затем слово было предоставлено генеральному директору
ЗАО "Саранская пивоваренная компания" Ю.Д.Пьянзову. Юрий Дмитриевич
коротко ознакомил присутствующих с предприятием. Оно занимает громадную
площадь в 28 гектаров, хотя работающих относительно немного - 843
человека. Это связано с практически полной механизацией и автоматизацией
технологического процесса. Кстати, как немного грустно пошутил Пьянзов,
предприятие почти на 100% укомплектовано зарубежным оборудованием,
наше - только вода и люди (замечу, последние "живут" очень неплохо:
никаких задержек с заработной платой, размер ее таков, что, узнав
его, один из председателей колхоза тут же попросился в грузчики. Не
приняли...). Работать, конечно, приходится много и напряженно, но
для этого созданы все условия - начиная с техники безопасности и заканчивая
комнатами отдыха, туалетами и саунами европейской комфортности. А
еще собирается генеральный разводить рыбок, естественно, не под пиво,
так, для красоты и эмоциональной разгрузки... Но мы немного отвлеклись
от производственной темы, хотя на Западе давно поняли, работай отдых
- неотделимы. Приходит это понимание постепенно и к нам. Хотя бы в
отдельные "островки процветания"... Итак, в прошлом году ЗАО произвело
10,5 миллиона декалитров пива, в 2000 планируется довести производство
до 15 миллионов, а в ближайшей перспективе до 25 (для непосвященных
- 1 декалитр это двадцатибутылочный ящик. Умопомрачительная цифра
получается!). Уже строится новый корпус на 13 танков емкостью по 500
тонн, вовсю идет реконструкция. Жизнеспособность и будущее предприятия
не вызывает сомнения: в него уже "вложено" 23 миллиона долларов, в
этом году планируемые инвестиции должны составить еще 20 млн. (естественно,
все деньги "даются" только под конкретные дела и проекты). В общем,
недалек тот день, Пьянзов в этом не сомневается, когда предприятие
достигнет европейского уровня. Но... Возрастающие объемы производства
требуют, о чем уже говорилось, все большее количество ячменя. Нынешняя
потребность ЗАО "Саранская пивоваренная компания" - 35 тысяч тонн.
Вот поэтому и обращаются пивовары за помощью, вернее, с предложением
о взаимовыгодном сотрудничестве, к местным сельхозпроизводителям.
Конечно, можно ориентироваться и на импортное зерно, которое, не скроем,
на сегодняшний момент лучше отечественного, но надо заботиться не
только о собственных интересах, а и, не побоимся этих слов, об интересах
республики и России в целом. Зерно надо закупать в Мордовии! "Солнечная"
корпорация Естественно, всех интересовало, что представляет собой
корпорация "Сан Интербрю" (в переводе с английского "сан" - солнце),
куда входит ЗАО "Саранская пивоваренная компания". О ней присутствующих
познакомил заместитель директора корпорации по закупкам А.Ю.Шматков.
Он передал привет участникам совещания от главного исполнительного
директора корпорации Мишеля Наке-Радиге, который "убежден в плодотворности
и перспективности сотрудничества, направленного на достижение главнейшей
задачи корпорации: стать лучшим пивоваром в России". На сегодняшний
день российско-украинская группа обеспечивает работой более 7 тысяч
человек. В России корпорация объединяет 8 заводов, доля производства
на российском рынке составляет 18 процентов, а к 2003 году поставлена
задача завоевать 30 процентов российского рынка. Такой рост вполне
возможен, с одной стороны, благодаря потенциалу развития отечественной
пивоваренной индустрии, с другой - твердой нацеленности "Интербрю"
на использование стратегии, целиком и полностью отвечающей местным
потребностям. "Мы - деловые люди, а не игроки казино, единственное
стремление которых побыстрее заработать как можно больше денег. Мы
инвестируем в будущее", - таков девиз корпорации и его директора Мишеля
Наке-Радиге. И это не просто слова - в 2000 году в российских производителей
пива планируется "вложить" 80 миллионов долларов, а в последующие
шесть лет еще 250-300 миллионов для повышения качества продукции,
расширения производственных мощностей заводов, укрепления маркетинговой
и дистрибьюторской сети. Качество российского пива не должно уступить
международным маркам! Словом, корпорация "Сан Интербрю" пришла на
российский рынок всерьез и надолго. Поэтому она очень заинтересована
в развитии глубоких и прочных связей с отечественными сельхозпроизводителями.
В отличие от прошлых лет, корпорация готова закупать пивоваренный
ячмень в неограниченных количествах, гарантируя при этом немедленную
оплату продукции. Как правило, практикуется форма расчетов по факту
отгрузки, но возможна и предоплата с поставщиками, зарекомендовавшими
себя надежными партнерами. Намечена серьезная программа инвестиций
не только в сельскохозяйственное производство, но и в науку. Например,
в Омске уже ведутся работы по выращиванию и районированию новых сортов
ячменя. В общем, корпорация готова вкладывать деньги, дело - за аграриями.
Мнение правительства Надо заметить, что после выступления А.Ю.Шматкова
развернулась довольно острая дискуссия. В целом положительно оценивая
перспективность сотрудничества с корпорацией "Сан Интербрю", многие
из руководителей хозяйств и представители науки задавали волнующие
их вопросы. На них ответил прибывший на совещание 1-й заместитель
Председателя Правительства РМ В.Г.Печаткин. Он отметил, что вопрос
сотрудничества с корпорацией "Сан Интербрю" находится под контролем
руководства республики. Председатель Правительства РМ В.Д.Волков в
ближайшее время планирует встречу с дирекцией корпорации, где будут
обсуждены все вопросы, в том числе финансовые. Сельхозпредприятиям
предлагается очень выгодная схема взаиморасчетов, когда деньги за
поставленный ячмень будут приходить непосредственно на счет производителей.
Нет сомнений в том, что республика в состоянии выращивать пивоваренный
ячмень I-II сортов, опыт получения высоких урожаев в Мордовии есть.
Правда, есть и проблемы: качественные семена, засоренность полей,
сортообновление и т.д. Но они решаемы. Как решаем и вопрос обучения
специалистов. Отделом растениеводства Министерства сельского хозяйства
разработана программа по выращиванию ячменя. Будет организована учеба
агрономов, в том числе через СМИ. Руководителям сельхозпредприятий
в свою очередь необходимо с полной ответственностью подойти к соблюдению
всех договорных обязательств с корпорацией "Сан Интербрю", чтобы не
вышло: "Хотели как лучше, получилось как всегда". Выращивание пивоваренного
ячменя - необходимо, выгодно республике, задание по его производству
надо рассматривать как государственное. "Сейте ячмень. Не прогадаете",
- агитируют селян пивовары. И они правы Однако не будем спешить с
оптимистичными прогнозами. Хотя разговор действительно состоялся деловой,
аргументированный, он пока не вылился во взаимозаинтересованный диалог.
Говорили больше пивовары, а те, к кому они обращались, непосредственные
сельхозпроизводители, слушали большей частью молча, просчитывая со
свойственной земледельцу скрупулезностью все "за" и "против". Они
не торопились ударить по рукам, спешно заключив договора. И осторожность
эта не от собственной неуверенности: среди приглашенных в основном
были руководители крепких, рентабельных хозяйств: здесь и Адиля Колесникова,
и Шамиль Мангутов, и Михаил Слушкин, и Дмитрий Торгов, и другие известные
среди аграриев хозяйственники. В силу житейского опыта учитывают и
постоянный фактор риска - непредсказуемость погоды, и рыночный риск
- колебание закупочных цен. По признанию В.Г.Печаткина, было, что
обжигались. И на ценах - когда пару лет назад не был отработан механизм
взаиморасчетов, и аграриям долго пришлось ждать оплаты. И на засухе
двух последних лет, когда многие хозяйства и трети запланированного
зерна не получили. Есть и те, кто, подумав о завтрашнем дне, попридержал
ячмень до лучших времен, то есть до реальной цены, не отдав его за
бесценок. И они правы: сознательность в рыночных условиях хорошо проявлять,
имея рубль в кармане. Вот и на этот раз им напоминают об ответственности,
дескать, гнать на солод фуражное зерно - только отношения портить.
Не пройдет, мол, такой номер. Так разве ж они против того, чтобы растить
полновесный ячменный колос высокого качества? Но ведь и затраты соответственно
будут другие: на хорошие семена, обработку посевов, на сортировку
урожая. А средств, как известно, свободных нет. И потому резонно возник
вопрос, озвученный руководителем Продовольственной корпорации А.Ф.Чижиковым
о возможности авансированной предоплаты. А.Ю.Шматков заверил, что
руководство фирмы "Сан Интербрю" не исключает и такой момент сотрудничества.
К чести компании, следует отметить, что здесь не гоняются за сиюминутной
выгодой. И огромные инвестиции (в ближайшие 5 лет намечается вложить
250-300 млн. долларов в российские пивоваренные предприятия) - красноречивое
тому свидетельство. Как бы то ни было, информация принята к размышлению.
Неслучайно зашел разговор о том, каким сортам ячменя стоит отдать
предпочтение. По мнению ученых НИИ сельского хозяйства, пока не стоит
отказываться от испытанного, проверенного годами сорта "Заозерский",
совмещая опыт с поиском нового. Постепенно повели речь о технике,
ГСМ, удобрениях - обо всем, без чего невозможно вести посевные работы,
иными словами, из плоскости теоретической в практическую. И когда
чуть позже руководители хозяйств ходили по цехам своего рода уникального
предприятия, они с трудом скрывали зависть: условия труда, высокая
технологичность и главное - финансовая стабильность, о которых пока
в аграрном секторе приходится только мечтать. А может, с первых шагов
к взаимодействию и начнется путь сельхозпроизводителей к подобному
процветанию? В конечном счете, работая как бы в одной упряжке, они
будут иметь не только обоюдную выгоду, но и совместно пополнять бюджет
республики: не секрет, что пиво - одна из самых доходных его статей:
и живой рубль от торговли, и своевременные налоги предприятия. Не
затоварится ли Мордовия ячменем, если сельхозпроизводители примут
разумное предложение пивоваров? Нет, потребности в нем очень велики
по всей России. Солодовни пивоваренных компаний, включая вновь строящуюся
в Стерлитамаке, ждут отборное качественное зерно. Дай Бог, чтобы ячмень
уродился в этом 2000 году на славу и обернулся звонкой монетой, способной
преобразить село. Рано загадывать? Но не зря же говорится: "Сначала
было Слово". Оно сказано. И не единожды. Сам Глава республики не раз
подчеркивал необходимость увеличения посевов пивоваренного ячменя.
Ответ за аграриями. А они, как правило, отвечают делом.
назад >>
|
|