|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Пивная поездка во Фландрию. Часть 7 - Брюссель и перелет домой. | ||||||||||||||||||||||||||||||
Последний день нашего пребывания во Фландрии был отдан нам в полное распоряжение, только на 7 часов был назначен прощальный ужин в ресторане "Chez Leon". Позавтракав в нашей гостинице "9 Hotel Central" и оставив вещи на ресепшене мы отправились на пивной фестиваль. Belgian Beer Weekend в 2014-м году был 16-м по счету. Организатором фестиваля выступают "Бельгийская рыцарская гильдия пивоваров" ("Knighthood of the Brewers’ Mash staff") и "Бельгийская ассоциация пивоваров" ("Belgian Brewers") при поддержке городских властей Брюсселя. В этом году было заявлено участие 47-ми пивоварен (из них отдельно выделено 6 траппистских). Фестиваль начался еще в пятницу, с торжественной службы в кафедральном соборе Святых Михаила и Гудулы. Для посетителей фестиваль в этот день открыт с 18 до 21:45. В следующие дни вход с 11 утра. Как я уже писал в предыдущей части, к вечеру количество посетителей превышается все мыслимые пределы, а вот с утра довольно свободно, так что мы воспользовались этим и прибыли на площадь Grote Markt к самому открытию. Еще немного об организации фестиваля. Никакой закуски не предлагается. Туалеты расположены в соседних улочках (в некоторых из них требовали заплатить 50 центов). При покупке пива, за бокал отдается в залог специальных жетон, который можно получить назад после того как вернешь бокал. На выходе проверяют, что бы бокалы не уносили с собой (что не совсем понятно, за бокал же фактически уплачено 3 евро). Прежде чем приступить к собственно фестивальному пиву мы испили то, что осталось с нашей ночной посиделки в отеле. А именно - из остатков трех разных гёзов, был создан этакий мегабленд - который неплохо освежил нас с утра своим кисловатым вкусом. Также опробовали - "Chimay Bleue" от Bieres de Chimay (Abbaye Notre Dame de Scourmont) (9%) - очень ровное и гармоничное, при этом мощное и богатое. Карамель, слива, кофе и прочее, хотя и весьма деликатно... И "Westmalle Trappist Dubbel" о котором уже писал. А из пива представлено на фестивале пили: "Paix-Dieu" (10%) от Brasserie Caulier. По вкусу - сладковатое. Очень крепкое, но это не заметно, плотное, что тоже не очень заметно, легко пьется, скромные фруктовые тона."Lucifer" (8%) от Brouwerij Het Anker - насыщенный фруктовый вкус, алкоголь скрыт, заметен только по прогреву желудка. "Gueuze Cuvee Rene" (5,5%) от Brouwerij Lindemans - очень кислый вкус, сильное яблоко, так что смахивает на сидр, едва заметен аромат навоза. "Witkap Pater Stimulo" (6%) от Brouwerij Slaghmuylder - по стилистике больше напомнило "вит". Цитрусово-освежающая кислинка, мягкость пшеницы. "Ambiorix" (8%) от Brasserie des Legendes - темное и очень ароматное пиво. Фрукты богатейшие и разбираться в них можно долго. Чуть вяжущее. Их же "Hercule Stout" - вкус довольно мягкий, почти сливочный, чуть жженки, богатые темные солода. "Val-dieu Abbey Grand Cru" (10,5%) от Brasserie de l'Abbaye du Val-Dieu - вкус карамельный и бархатный, очень крепкое, но алкоголь как обычно скрыт и пиво отлично пьется. "Kriek Fantastiek" (4,9%) от Brouwerij De Ryck - больше похоже на смесь пива с вишневым сиропом. Вкус сладко-кислый, вишневый. "Kasteel Winter" (11%) от Brouwerij Van Honsebrouck - вкус кофе с коньяком. Напоминает нашу "Лоботомию" от Af Brew, только слегка полегче.Кто пил, тот знает. И еще три пива этой пивоварни - "Kasteel Rouge" (8%) - очень мощная вишня, также заметны косточки, кисловато и весьма питко, "Passchendaele" (5,2%) - чистое, прозрачное, золотое. Но и пустоватое - и солод и хмель едва заметны и "Kasteel Hoppy" - тоже очень чисто, ровно, хмель заметен, но лишь слегка, в травянистости. Питко. "Trappist Westvleteren Blond" (5,8%) от Brouwerij De Sint-Sixtusabdij van Westvleteren - очень ароматное и довольно хорошо охмеленное. Фрукты-ягоды, хмель заметен на кончике языка, и он тоже травянистый. "Bush" от Brasserie Dubuisson. Версия 2008 года, с 13% алкоголя. Аромат конфет, вкус солодов. Крепость и здесь, как обычно, не заметна. "Abt 12" (10%) от Brouwerij St. Bernardus - во вкусе чувствуется какой-то пластик. Заметно крепко и вот этот сорт пьется очень тяжко. Чуть темных солодов, но превалируют светлые. "Martin's IPA" (6,9%) от Brewery John Martin & Timmermans - в стиле британского ИПА. Хмель выражен, но так уж силен, травянистый. И их же - "Waterloo" - полутемное пиво, слегка карамельное и довольно легкое... Пока пили пиво, мимо нас прошествовал парад пивоваров, одетых в старинные одежды и с огромными бокалами пива. А также встретились наши московско-питерские друзья, тоже с утра решивших навестить пивной фестиваль. На этой ноте решили взять паузу в питии пива, немного передохнуть и потому отправились прогуляться в город - кто есть устрицы, а кто посетить всяческие достопримечательности. Мой легкий перекус состоял из картошки-фри, ценой в 2.50 евро, за ней обычно выстраивались большие очереди, хотя заметного различия от той же фри из Макдональдса я не заметил. |
||||||||||||||||||||||||||||||
Мы с Юрой Катуниным (который уже бывал в Брюсселе раньше) с центральной площади (Гран-Пляс - Grand Place - Grote Markt), где проходит пивной фестиваль и которую можно видеть на приведенных выше фотографиях отправились для начала к одному из символов города - "писающему мальчику". История площади Grote Markt ведёт свой отсчёт с конца XI века, когда возле замка герцогов Нижней Лотарингии на месте болота образовался так называемый "Нижний рынок" (здесь и далее, частично по материалам сайта cult-turist.ru). До начала XIII века в районе площади существовали открытые торговые ряды, а затем были построены три крупных крытых рынка, где торгуют мясом, хлебом и тканями. Все они принадлежали герцогу Брабанта. С появлением здания Ратуши (1401-1455 гг.) - символа городской власти, значимость площади ещё сильнее возрастает. В архитектуре здания Ратуши интересно сочетаются два направления: видимая с площади часть построена в готическом стиле, а три дополнительных крыла в виде латинской буквы U, расположенные с тыльной стороны - в классическом. Готическая часть возводилась в течение полувека, с 1402 по 1455 год, классическая же в XVIII столетии. Напротив Ратуши расположен старый хлебный рынок, а ныне "Дом Короля", который с 1406 года олицетворяет власть герцога. Вокруг площади строят дома богатые коммерсанты и гильдии, чьё влияние растёт год от года. Большинство этих зданий изначально были деревянными, их замечательные версии в камне появятся лишь в XVII веке после быстрой и капитальной реконструкции площади, пострадавшей от обстрелов войск Людовика XIV. Отреставрированная площадь просуществует около ста лет, пока её не разорят санкюлоты, уничтожившие всё то, что для них было олицетворением старого режима. В начале XVIII века после ухода французов работы по "обновлению облика" продолжаются: фасады зданий штукатурят и отбеливают, снимают "лишние" украшения. В процесс вовремя вмешивается бургомистр, который отдаёт распоряжение об очередной реставрации по образцам и планам XVII века. В конце XIX - начале XX столетия реставрируют дома гильдий (а на приведенной фотографии, расположенная рядом с площадью церковь Святого Николая). Писающий мальчик (Manneken Pis) - символ независимого духа брюссельцев и воплощение их своеобразного чувства юмора можно увидеть на пересечении rue de l'Etuve (Банная улица) и rue du Chene (Дубовая улица), примерно в 200 м. к юго-западу от площади Гран-Пляс. Фонтан с питьевой водой существовал здесь уже в XIV веке и был частью системы городского водоснабжения. Главное же украшение фонтана в те времена было изготовлено из камня и совершенно официально носило имя "Малыш Жюльен" до середины XV столетия, когда в документах впервые встречается его нынешнее название - Manneken Pis. Два века спустя каменную статуэтку заменили бронзовой; автором нового Мальчика стал известный фламандский скульптор, основатель творческой династии Жером Дюкенуа. Полтора столетия статуя простояла на каменной колонне, и только к 1770 году фонтан обрёл свой современный облик. Обычай одевать символ Брюсселя в различные костюмы существует с 1698 года, когда Максимилиан II Эммануэль, подарил Мальчику его первый мундир (часть его сохранилась до наших дней). В наши дни в гардеробе бронзового модника насчитывается около 800 нарядов, основная часть которых выставлена в музее города Брюсселя. Мальчик переодевается 36 раз в год по особым дням. |
||||||||||||||||||||||||||||||
"VIisitFlanders" предоставил нам однодневные билеты на общественный транспорт и далее мы хотели с Юрой поехать на автобусе, но подошедший маршрут нам не годился, так что все наши экскурсии по Брюсселю оказались пешими... Церковь Богоматери Побед в Саблоне (Eglise Notre-Dame des Victoires au Sablon) - одна из красивейших представителей брабантской готики в столице - расположена на пересечении площадей place du Petit и place du Grand Sablon с улицей rue de la Regence, примерно в 1 км к юго-востоку от площади Гран-Пляс. Первую часовню, посвящённую Богоматери, построили здесь в начале 14 столетия несколько военных гильдий Брюсселя. В XV веке гильдии перестроили здание, сделав его более просторным и величественным. В 1581 г., когда городская власть оказалась в руках кальвинистов, храм на некоторое время закрыли, однако он не был разорён, об этом позаботились гильдии. В конце XVIII века церковь закрывали ещё раз, но ненадолго: уже в 1803 году здесь возобновились службы. В период с 1878 по 1907 несколько архитекторов последовательно занимались реставрацией храма. Вторая волна восстановительных работ прошла недавно, с 1995 по 2005 год. Зайдя в церковь, мы обнаружили, что в ней проходит концерт Баха. Нас попросили или заплатить или уйти, что мы и сделали. | ||||||||||||||||||||||||||||||
Основной нашей целью был королевский дворец, но по пути были видны и другие достопримечательности Брюсселя. Дворец правосудия (Palais de Justice de Bruxelles) - самая крупная и, пожалуй, самая неоднозначная достопримечательность квартала Мароль, он располагается примерно в 1,3 км к югу от Гран-Пляс. Дворец был построен по проекту бельгийского архитектора Жозефа Поларта в период с 1866 по 1883 год. Дворец стоит на логичном для правосудия месте - бывшем Холме висельников, где во времена Средневековья казнили преступников. Общая площадь здания с несколькими внутренними дворами составила более 50 тысяч кв. м., из них на площадь собственно постройки приходится 26 тысяч кв. м. (это больше, чем собор святого Петра в Риме). Нельзя не признать, что задумка Поларта удалась, и дворец из белого камня и гранита с позолоченной короной на куполе действительно впечатляет. | ||||||||||||||||||||||||||||||
Церковь Богоматери Ла-Шапель (Eglise Notre-Dame de la Chapelle) - одна из самых древних церквей Брюсселя и главная достопримечательность квартала Мароль, церковь, находится примерно в 800 м к югу от площади Гран-Пляс. Небольшая капелла, стоявшая на этом месте, впервые упоминается в документах 1134 года. За свою долгую историю храм претерпел много модификаций, он не раз был разрушен и восстановлен. Первые изменения произошли в XIII веке, когда капеллу расширили и превратили в приходскую церковь. Этот приход стал вторым в Брюсселе после прихода церкви святой Гудулы. Романо-готический стиль хоров и трансепта, возведённых в 1250-1275 годах, контрастирует с нефом, который появился в XVI веке и относится к пламенеющей готике. В 1574 году храм разграбили кальвинисты, а в 1695 здание пострадало от артиллерии французских войск. С 1699 по 1708 церковь реставрировали, в ходе этих работ верхнюю часть западной башни заменили колокольней в стиле барокко, автором которой стал брюссельский архитектор Антуан Пасторана. | ||||||||||||||||||||||||||||||
Церковь святого Иакова на холме Куденберг (Eglise Saint-Jacques-sur-Coudenberg) - представляет собой часть ансамбля из девяти неоклассических зданий, окружающих по периметру Королевскую площадь (примерно в 1 км к юго-востоку от площади Гран-Пляс). Постройка этого храма относится к XII столетию. Замок простоял на холме до 1731 года, когда пожар превратил его в руины. Через сорок лет наместник Нидерландов Карл-Александр Лотарингский предложил перепланировать территорию и превратить её в Королевскую площадь. Готическая церковь не гармонировала с неоклассикой конца 18 века, поэтому здание снесли, а на его месте возвели новое, то, которое сохранилось до наших дней. Строительные работы продолжались с 1776 по 1787, колокольню и фреску на фронтон добавили уже в 19 веке. Ниже - фотографии видов Брюсселя снятые рядом с церковью Иакова. | ||||||||||||||||||||||||||||||
Наконец мы добрались до Королевского дворца. Королевский дворец (Palais royal de Bruxelles) - одна из самых красивых административных построек Брюсселя. Располагается в центральной части города, рядом с церковью святого Иакова и напротив здания Парламента, примерно в 1,5 км к юго-востоку от площади Гран-Пляс. Королевский дворец является архитектурным символом конституционной монархии в Бельгии. Он возведён на исторической территории, где со времён Средневековья располагалась резиденция герцогов Брабанта, а затем и императора Карла V. После пожара 1731 года австрийские правители Бельгии решили не восстанавливать дворец, и на его месте были построены четыре особняка, которые впоследствии и стали основой для нового дворца. Строительство началось в 1815 г. и периодически возобновлялось до начала XX века. В 1935 году монархи перенесли основную резиденцию в Лакен, который находится примерно в 7 км севернее, а дворец стали использовать для официальных мероприятий. В наши дни Королевский дворец открывается для широкой публики лишь в период с середины июля до середины сентября (с 10-30 до 16-30, понедельник выходной). Нам повезло - дворец был открыт для посещений. Желающих было не мало, так что по коридорам дворца мы прошлись в довольно плотном потоке людей. Рюкзаки просили сдать в гардероб, а фотографировать не возбранялось (без вспышки). Конечно дворцу далеко до нашего Эрмитажа, но впечатление и он оставляет. | ||||||||||||||||||||||||||||||
А на площади перед Королевским дворцом проходила выставка ретро-автомобилей. Так что мы потратили еще с полчасика рассматривая различные самодвижущиеся раритеты. | ||||||||||||||||||||||||||||||
От Королевского дворца, мы опять двинулись в центр, чтобы посетить еще одну интересную брюссельскую пивную - "Moeder Lambic". Юра заказал "Gueuze Tilquin" от Gueuzerie Tilquin, но ему вместо этого принесли очень приличный ИПА, когда ошибка выяснялась, официант принес ему и гёз, а ИПА оставил в качестве компенсации за неудобства ;-) Итак - "Gueuze Tilquin" (4,8%) - хорошенький - кислый и в хорошем смысле вонючий ;-) Коровничек и яблочко, как заказывали! Я же заказал "Noir de Dottignies" (9%) от Brouwerij De Ranke - по вкусу близко к стауту. Отличная жженка и темные солода. Очень крепко но хорошо пьется. Из "Moeder Lambic" мы отправились в ресторан "Chez Leon", где нас ожидал прощальный ужин. По пути завернули еще на полчаса на пивной фестиваль, окунуться в атмосферу всеобщего веселья и потратить последние оставшиеся жетоны. Так получилось, что заказал пару пив из уже питых ранее, поэтому их описание здесь опущу. А ниже - фотографии достопримечательностей и улиц Брюсселя. |
||||||||||||||||||||||||||||||
Ресторан "Chez Leon" ("У Леона"), основанный в 1893 году, самый большой ресторан Бельгии - в 9-ти зданиях может разместиться 420 посетителей. Расположен он на уже хорошо знакомой нам Rue des Bouchers, дом 18. Ресторан специализируется на фритюрах и славится прежде всего своими блюдами из морепродуктов - устрицы, мидии. Я, конечно, это тоже попробовал, но остановился на более привычном мне стейке. И по традиции, о питом пиве. Первым заказал бельгийский лагер. Все таки, несмотря на то, что традиционное бельгийское пиво - это разные эли, все таки по объему потребления лидируют лагеры - "Юпилер", "Стелла Артуа" и "Маэс". "Maes Pils" от Brouwerij Alken-Maes - заметно фруктовый привкус. Довольно чисто, хмель только для баланса (никакой это не пилс), близко к тому, что мы обычно называем "евролагер" (хотя правильнее было бы называть - "американский стандартный лагер"). От этого же завода попробовал и эль - "Judas" - совсем не впечатлило - вкус грязноватый, с гнилыми яблоками. Также Саша Иджон купил бутылочку заинтересовавшего нас своим названием пива "Волга" - "Volga". Варит вроде бы Хейнекен (но это конечно не нижегородская Волга ;-) Это крепкий, светлый сорт пива. Вкус гнилых яблок, сладко и креплено. Цвет золотой. Как и "Тарас Бульба" - весьма не удачно и не понятно на кого рассчитано, на ностальгирующих эмигрантов? "Duvel" от Duvel Moortgat - вот совсем другое дело! В стилистике трипля - богатый и насыщенный, фруктово-солодовый вкус. И "Gueuze" от Brouwerij Mort Subite - вкус сладкий, лишь чуть кисловатый и заметно яблочный. В ресторане посидели всего полтора часа, торопились на самолет. И очень зря, все формальности в аэропорту прошли минут за 15, так что пришлось проторчать в аэропорту 2 часа, лучше бы еще в ресторане часок посидели... | ||||||||||||||||||||||||||||||
По дороге в гостиницу, откуда нас микроавтобусом доставили в аэропорт, сфотографировал уже в ночном подсветке Кафедральный собор Брюсселя (Cathedrale Saints-Michel-et-Gudule de Bruxelles) - его было видно из окон моего номера в "9 Hotel Central". Собор расположен примерно в 800 м к востоку от площади Гран-Пляс, на холме у пересечения древних дорог из Фландрии в Кёльн и из Антверпена в Монс, и посвящен святому архангелу Михаилу и святой Гудуле. Учёные предполагают, что храм, посвящённый архангелу Михаилу, существовал здесь уже в IX веке. В XI столетии при графе Лёвенском Ламбере II на месте этой церкви возникает новая коллегиальная, и на хранение сюда переносят мощи святой Гудулы. В 1200 г. по приказу Генриха I Смелого романский храм реставрируют и расширяют, достраивая западную фасадную часть, а менее чем через тридцать лет Генрих II Великодушный начинает строить готическую церковь, основное здание которой будет завершено в начале XVI века (позднее к общему ансамблю добавят лишь несколько капелл). На протяжении многих столетий храм так и оставался коллегиальной церковью, а статус кафедрального собора ему присвоили лишь в 1962 году. С 1983 по 1989 гг. собор частично реставрировали: работы велись, в основном, в нефе, где удалось не только восстановить былую красоту сводов и витражей, но и обнаружить романскую крипту XI века. Особой радостью для археологов стало открытие хорошо сохранившегося фундамента вестверка, одной из характерных частей храмов эпохи Каролингов. Материалом для строительства послужил известняк из соседнего Валлонского Брабанта. Этот камень не только исключительно прочен, но и красив. В северной башне размещается большой колокол "Спаситель" (Salvator), отлитый в XV веке, а в южной находятся несколько маленьких колоколов, названных в честь святых, а также карильон. | ||||||||||||||||||||||||||||||
Забрав в гостинице вещи, мы простились со Стеном и отправились в аэропорт Брюсселя. Доехали быстро, а все формальности прошли еще быстрее. Большая часть магазинов в это время уже были закрыты, хотя один Дьюти-фри еще работал. Wi-Fi в аэропорту требует регистрации и дается всего на час, но я им воспользовался, так как делать все равно было нечего. Наконец объявили посадку. Зарегистрировались на рейс мы прямо в гостинице, там для этого установлен компьютер с принтером, места можно было выбирать, так что летели вместе. Аэробус 319 конечно не может похвастаться большим комфортом, но в тесноте - не в обиде и через 3 часа мы были уже в Москве, где только загорался рассвет. Простившись с нашими товарищами направлявшимся в Калининград и Санкт-Петербург, мы, москвичи, отправились на аэроэкспресс, а с Белорусского вокзала по домам... | ||||||||||||||||||||||||||||||
|